Техника как социальное явление. Техницизм и технофобия.

Об авторе Технофобия"Человек - единственное существо, которое не хочет быть самим собой" - так охарактеризовал человеческую природу Альбер Камю. Сущая правда, и очень часто это человеческое качество сугубо позитивно, ибо, определяя нашу страсть к изменению самих себя, оно лежит в основе всякого социального прогресса. Но одновременно с этим это нежелание быть самим собой порождает порой уродливые аномалии самоидентификации, об одной из которых, исключительно распространенной, я и хотел бы поговорить в этом небольшом эссе. Речь идет, как понятно из названия, о технофобии - болезненной неприязни к высоким технологиям и техническому прогрессу как таковому. Сложно сказать, когда именно впервые зародилось это мироощущение. Традиционно технофобию ассоциируют с луддизмом, представлявшим собой по сути реакцию ремесленников на промышленную революцию, которая, благодаря массовому внедрению машинного производства, резко снизила требования к квалификации и, следовательно, оплату труда работников. Высококвалифицированные мастера-ремесленники, закономерно опасаясь за свои рабочие места, восприняли неожиданную конкуренцию со стороны автоматизированных производств как явную угрозу, чем и было обусловлено их открытое противодействие индустриализации: С этого момента такие акты вандализма учащались и стали настолько серьезной проблемой, что привели к введению смертной казни за намеренное уничтожение промышленных орудий производства.

Технический пессимизм и технический оптимизм в оценке перспектив техногенной цивилизации

Технический оптимизма и технический пессимизм: В отношении человека к миру техники существуют 2 основных концепции: В рамках технического оптимизма, опирающегося на сциентизм, абсолютизируются позитивные перспективы развития техники и технологии. На первых этапах развития техникознания доминировал технофильский подход.

Оптимисты — приверженцы кибертехнологии.

инновация — это технический объект, изобретение. сочетание технологического оптимизма и политического пессимизма. У многих из них технофобия связана, числе, с религиозными установками.

Конспект лекций учебное пособие Под редакцией Н. Философия экзистенциализма, как и философия жизни, относится к иррационалистическому типу неклассической философии. Особенностью решения теоретико-мировоз-зренческих проблем здесь является попытка раскрытия содержания предмета философии методом апелляции к некоторой иррациональной подоснове универсума, проявляющейся исключительно в индивидуальном эмоционально переживаемом человеческом существовании, как экзистенция.

Всё сущее видится сторонниками такого способа философствования в аспекте до конца не вербализуемого личностного существования; самим этим существованием запрещается мыслить в нормативном эссенциалистски-философском ключе; осмысление сущего ведётся через переживание феноменов заброшенности и озабоченного нахождения между рождением и смертью. Таким образом, всякое присущее бытию сущее, например техника, осмысливается в просвете экзистенции, т.

Так, в философии Хайдеггера проблемы техники даются через постановку и экзистенциальное решение общей проблемы бытия. Он критикует метафизическое понимание бытия. Основанием для этой критики является убеждение в том, что говорить о бытие можно только в связи с опытом сущего, а этот опыт может быть как предельно открытым экзистенциальным , так и относительно зауженным эссенциальным.

Подлинный опыт сущего настолько богат, что всегда конкретен, всегда касается человека. Такой опыт сущего имелся, считает Хайдеггер, на заре философской мысли прежде всего, у досократиков.

Инженерная деятельность с точки зрения этической и социальной ответственности. Алоиз Хунинг

Технический оптимизм и технический пессимизм Когда стали исследовать влияние техники на жизнь людей и оценивать это влияние, то мнения оказались далеко не однозначными. Одни восторгались и гордились техническими успехами своего времени, технические новшества у них вселяли чувство оптимизма, уверенность в том, что покоряя природу при помощи техники можно полностью удовлетворить все человеческие запросы и ликвидировать все социальные неприятности.

У других, напротив, возникло чувство пессимизма, страха перед техническим демоном, опасение за то, что человек будет порабощен машиной, эра роботов сменит эру человека.

В процессе применения технических средств решается конкретная . ( технофилия) и"технический пессимизм" (технофобия). В рамках.

Существовала три стадии каменного века палеолит, мезолит, неолит фактически до преднауки. В результате НР изменился характер техники, следовательно, и её интерпретация. Возникла письменность как фундаментальная для цивилизации техника знаковой фиксации речевых сообщений. В архаично-анимистической модели техники не было, как и технического сознания и знания. Эта модель фиксирует и интерпретирует артефакты и технические действия по их получению и использованию, осуществляя это в превращённой и фантазийной формах, поэтому её интерпретация техники в принципе ненаучна или антинаучна.

В его натуралистической форме пантеизм — объединение бога и мира. В этой модели созрели предпосылки первого этапа формирования технических наук, донаучного развития технических знаний, продолжавшегося до второй половины Х в. Артефакты и технические действия становятся объектом ранней технической преднауки. Развивается не только письменность, но и системы знаковой фиксации идеальных объектов геометрические фигуры, числа. Оперирование идеальными объектами носит рецептурный характер.

Для лучшего понимания нужно вспомнить достижения той техники и её сакральный характер. Однако собственно философия техники проявилась на пике расцвета индустриальной цивилизации, поэтому всё до этого периодна дофил и раннефил понимание техники. Различают интерпретацию техники у Древнего мира прежде всего Платоном и Аристотелем , и интерпретацию в религиозной философии Средневековья и далее.

Технофобия

Так в философии Хайдеггера проблемы техники даются через постановку и экзистенциальное решение общей проблемы бытия. Он критикует метафизическое понимание бытия. Основанием для этой критики является убеждение в том что говорить о бытие можно только в связи с опытом сущего а этот опыт может быть как предельно открытым экзистенциальным так и относительно зауженным эссенциальным.

ТЕХНОфобия, определение - от греч. мастерство, ремесло и фобия) технологический пессимизм, опирающийся на антисциентизм и.

Опыт сущего становится опытом абстрактных рассуждений. Логика формального мышления стала подменять былой опыт теоретизирования. Такой опыт сущего позволил увидеть природу как исчисляемую в соотношениях её элементов для нужд человека. Появляется постав —экспериментальное математическое естествознание и соотвествующая ему техника — другой способ раскрытия потаённого. Постав — то, что объясняет сущность именно современной техники. В поставе природный материал превращается в источник добычи, захвата, преобразования, накопления и транслирования того, что чувственно не дано — энергии.

Техника-постав — не есть техника вписанности в природно-космические процессы, она сама включает в себя технику в виде орудий и человека, который эти орудия применяет.

Конспект лекций

Технофобия как представление о технике и современная концептуальная установка. Следовательно, все негативные стороны современной цивилизации, как, впрочем, и всего исторического процесса, по мнению технофобов, проистекают из сущности техники как некой демонической, антиестественной и враждебной человеку силы. Технофобия как идея представление , выражающая собой негативное отношение человека к технике, фактически зародилось с самой техникой.

Технофобия – это внутреннее сопротивление, возникающее у людей, когда они оптимизм и его противоположность — технологический пессимизм.

Современная философская мысль сосредоточена во множестве разноообразных предметных дисциплин, каждая из которых имеет свою историю, традиции и определённое место в общей структуре философского знания. В данном множестве есть особая предметная философская дисциплина — философия техники, призванная с позиций научно-мировоззренческого синтеза отвечать на вопросы о сущности техники, возможных перспективах развития на нашей планете глобализирующейся технической реальности, появившаяся в качестве одного из следствий решения актуальных теоретико-мировоззренческих проблем человечества, возникших с появлением индустриального, а затем и постиндустриального общественного укладов.

Процесс происхождения философии техники можно понять как специфическое проявление в становлении общей философии, т. В таком случае всё то, что мыслилось, мыслится и может быть мыслимо, например техника, заведомо касается объектов, материально и духовно-практически выделяемых нами в рамках универсума, который объективен, един и единственен, но бесконечно разнообразен, в силу чего в нём есть разные способы бытия в том числе и разумного , а следовательно, различные действительности.

Будучи абсолютно действительным для нас, мир в целом существует всегда предметно, т. Выражением содержания этой системы отношений и занято любое мировоззрение, образно же суть этого содержания можно попытаться выразить в виде не имеющей выделенного центра и границ бесконечной сферы, зримо представленной двумя условно разграничивающими эту сферу соотносительными подсистемами и рис. Внечеловеческая же подсистема универсума условно мироздание — системная совокупность тех объектов, которые не обладают и не могут обладать отличительными признаками родовой сущности человека.

Раскрытие в общей философии содержания означенных соотносительных подсистем универсума, т.

Билет 7. Будущее техники: угрозы и перспективы.

Техника как предмет философского осмысления; понятие и виды, классификация и структура, , год. Техника как предмет философского осмысления Место техники в системе философского знания Современная философская мысль сосредоточена во множестве разнообразных предметных дисциплин, каждая из которых имеет свою историю, традиции и определённое место в общей структуре философского знания. В данном множестве есть особая предметная философская дисциплина - философия техники, призванная с позиций научно-мировоззренческого синтеза отвечать на вопросы о сущности техники, возможных перспективах развития на нашей планете глобализирующейся технической реальности, появившаяся в качестве одного из следствий решения актуальных теоретико-мировоззренческих проблем человечества, возникших с появлением индустриального, а затем и постиндустриального общественного укладов.

Процесс происхождения философии техники можно понять как специфическое проявление в становлении общей философии, т. В таком случае всё то, что мыслилось, мыслится и может быть мыслимо, например техника, заведомо касается объектов, материально и духовно-практически выделяемых нами в рамках универсума, который объективен, един и единственен, но бесконечно разнообразен, в силу чего в нём есть разные способы бытия в том числе и разумного , а следовательно, различные действительности.

Будучи абсолютно действительным для нас, мир в целом существует всегда предметно, т.

Работа по теме: технический оптимизм и пессимизм. и технический пессимизм (технофобия, боязнь техники)) Эти две тенденции.

Процесс происхождения философии техники как специфического проявления в становлении общей философии. Сущность истоков и развития философского осмысления техники, экзистенциалистская ее интерпретация, оптимизм и пессимизм"технического мировоззрения". Техника как предмет философского осмысления Место техники в системе философского знания Современная философская мысль сосредоточена во множестве разнообразных предметных дисциплин, каждая из которых имеет свою историю, традиции и определённое место в общей структуре философского знания.

В данном множестве есть особая предметная философская дисциплина — философия техники , призванная с позиций научно-мировоззренческого синтеза отвечать на вопросы о сущности техники, возможных перспективах развития на нашей планете глобализирующейся технической реальности, появившаяся в качестве одного из следствий решения актуальных теоретико-мировоззренческих проблем человечества, возникших с появлением индустриального, а затем и постиндустриального общественного укладов.

Процесс происхождения философии техники можно понять как специфическое проявление в становлении общей философии, т. В таком случае всё то, что мыслилось, мыслится и может быть мыслимо, например техника, заведомо касается объектов, материально и духовно-практически выделяемых нами в рамках универсума, который объективен, един и единственен, но бесконечно разнообразен, в силу чего в нём есть разные способы бытия в том числе и разумного , а следовательно, различные действительности.

Будучи абсолютно действительным для нас, мир в целом существует всегда предметно, т. Выражением содержания этой системы отношений и занято любое мировоззрение, образно же суть этого содержания можно попытаться выразить в виде не имеющей выделенного центра и границ бесконечной сферы, зримо представленной двумя условно разграничивающими эту сферу соотносительными подсистемами и рис.

Внечеловеческая же подсистема универсума условно мироздание — системная совокупность тех объектов, которые не обладают и не могут обладать отличительными признаками родовой сущности человека. Раскрытие в общей философии содержания означенных соотносительных подсистем универсума, т.

Технический оптимизм и технический пессимизм

В группа ткачей впервые уничтожила машины, которыми их заменили на рабочих местах. К году разрушение машин стало настолько распространённым, что парламент назначил наказанием за это смертную казнь. Однако даже это не остановило волну вандализма. Они уничтожали ключевые части вязальных машин, нападали на склады комплектующих и подавали петиции о профессиональных правах, угрожая ещё более активными акциями. Плохие урожаи и голодные бунты помогали их делу, сея беспокойство среди населения и привлекая им сторонников [2].

Эти чувства выражались, например, в романтизме.

"технический оптимизм" (технофилия) и"технический пессимизм" ( технофобия). В рамках технического оптимизма, опирающегося на сциентизм.

Апология и критика техники в культуре: В отношении человека к миру техники существуют 2 основных концепции: В рамках технического оптимизма, опирающегося на сциентизм, абсолютизируются позитивные перспективы развития техники и технологии. На первых этапах развития техникознания доминировал технофильский подход. Оптимисты — приверженцы кибертехнологии.

Сторонники технологического пессимизма в основе антисциентизм акцентрируют внимание на негативных сторонах технико-технологического развития цивилизации.

What is Emotional Intelligence?

Жизнь вне страха не просто возможна, а полностью реальна! Узнай как это сделать, нажми здесь!